47097474-solnino

История

История муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «ЭРУДИТ» муниципального образования город-курорт Геленджик.

  Этапы большого пути

       Муниципальное автономное образовательное учреждение детей «Центр дополнительного образования детей «Эрудит» муниципального образования город-курорт Геленджик  был создан на базе Станции юннатов, первые кружки которой начали работать в 1972, и в них занимались около 100 детей.

       Ниже приводятся сведения об изменении статуса нашего Центра с 1972 года и до настоящего времени:

— Геленджикская станция юных натуралистов – 30 октября 1972 год (на основании книги приказов 30 октября 1972 год  — считать датой создания учреждения);

— Станция юных натуралистов реорганизована  в естественнонаучный  оздоровительный центр –  25 сентября 1991 год (решение исполнительного комитета г. Геленджика № 1319 от 25.09.91  г.);

— Естественно-научный  оздоровительный центр переименован в Муниципальный центр дополнительного образования и профессиональной подготовки «Эрудит» — 15 июня 1995 год (постановление Главы администрации  г.Геленджика № 1042 от 15.06.95 г.);

Муниципальный центр дополнительного образования и профессиональной подготовки «Эрудит» переименован в Муниципальное учреждение центр дополнительного образования для детей «Эрудит» — 9 июня 2001 год (постановление Главы  города-курорта Геленджик  №  605 от 09.06.01 г.);

— Муниципальное учреждение центр дополнительного образования для детей «Эрудит» переименован в Муниципальное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования для детей «Эрудит» —7 февраля 2003 года (постановление Главы  города-курорта Геленджик  № 205 от 7.02.03 г.);

—  Муниципальное учреждение дополнительного образования детей центр   дополнительного образования для детей «Эрудит» переименовано в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр  дополнительного образования для детей «Эрудит» муниципального образования город-курорт Геленджик» — 21 мая 2008 года (постановление главы муниципального образования город-курорт Геленджик № 392 от 21.05.2008 г.);

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр  дополнительного образования для детей «Эрудит» муниципального образования город-курорт Геленджик» переименовано в муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр  дополнительного образования детей «Эрудит» муниципального образования город-курорт Геленджик –

5 июля 2011 года (постановление главы муниципального образования город-курорт Геленджик № 1518 от 05.07.2011 г.).

 2 1

     Там, где находится сейчас центр «Эрудит» до 1972 года была территория  совхоза «Дивноморский». В конце 60-х годов общественность нашего города пришла к пониманию, что детей надо воспитывать в любви к Земле, к природе планеты и своей малой родины. Территория в три гектара передается создаваемой Станции юных натуралистов. Первым директором СЮН был Бондарев Николай Васильевич. Свою деятельность СЮН начала с разработки земельного участка, на котором юннаты с педагогами высадили разные сорта плодовых и декоративных деревьев  кустарников, разбили клумбы. Уже в 1973 году скромное здание СЮН было окружено разноцветным ковром цветов. В то время работали кружки: дендрологический, плодоводческий, зооживотноводческий. Педагогический коллектив СЮН состоял тогда всего из 6 педагогов.  Одним из старейших педагогов, с которым мы до сих пор поддерживаем связь, была Судакова Людмила Васильевна, отметившая в 2013 году 81- летие. По ее словам, «главное в нашей работе было воспитать в детях настоящую, деятельную любовь к живой природе».

     Одним из первых юннатов был Дима Никифоров. Любовь к природе не исчезла с годами: в 90-х годах прошлого столетия  Д. Никофоров несколько лет трудился руководителем кружка «Дендрология» СЮН; долгие годы работает специалистом Геленджикской горно-лесной лаборатории. Не прерывается связь поколений, бывший юннат охотно консультирует педагогов и учащихся МАОУ ДОД ЦДОД «Эрудит», занимающихся изучением природных экосистем Геленджикского района, принимает участие в рецензировании научно-исследовательских работ наших воспитанников, работает в жюри различных эколого-биологических мероприятий МЦ «Эрудит», в том числе научно-практических конференций Городского НОУ.

4

            Станция юных натуралистов была организатором и юннатских праздников, слетов, выставок и конкурсов в городе. Многие годы традиционно проводились юннатские праздники: «Праздник цветов», «День птиц», «Дары природы» и др. Осенью в городе проводился праздник «Дары природы» с выставкой выращенных юннатами на учебно-опытных участках овощей, фруктов и осенних цветов.

6 5

В 1991 году станция юных натуралистов была реорганизована в естественно-научный оздоровительный центр (ЕНОЦ). Изменилось не только название учреждения, но и основная направленность действий. Коллектив вновь созданного Центра поставил своей задачей организацию работы не только с младшим и средним звеном школьников, но и со старшеклассниками, и рабочей молодежью по углубленному изучению наук естественного цикла, выявлению творческих способностей у детей разных возрастов; были созданы курсы предпрофессиональной подготовки по специальностям: домашняя медсестра; фитолог-косметолог, работали секции: зооживотноводческая, цветоводов, аквариумистики, «Экологи-краеведы», «Юный медик» и многие другие.

В 1995 году ЕНОЦ переименован в Муниципальный Центр дополнительного образования и профессиональной подготовки «Эрудит» в связи с приведением названия Центра в соответствие с его деятельностью. Одним из приоритетных направлений в деятельности центра становится реализация комплексной дополнительной образовательной программы «Экология и дети»

В рамках программы «Экология и дети» проводятся такие городские мероприятия, как городские детские экологические фестивали «Мы твои дети, Земля!», посвященные Международному Дню Земли, в которых принимали участие сотни школьников городских и сельских общеобразовательных школ.

Традиционными стали природоохранные мероприятия проекта «Спаси и сохрани», к участию в которых ежегодно привлекаются не только воспитанники МЦ «Эрудит», но и учащие школ.

8 7                          9

          В 1999 году была создана программа летнего профильного экологического лагеря «Ноев ковчег». Элементы данной программы реализуются до настоящего времени в многопрофильном летнем лагере круглосуточного пребывания «Эрудит», где отдыхают 120 детей. В летнем лагере используются разнообразные формы занятий, в том числе занятия на природе: походы, экологические игры, экскурсии, экспедиции, изучение методик полевых исследований, самостоятельная научно-исследовательская работа.

11 10

Сейчас «Эрудит» – это целый мир, где каждый ребенок может найти себе занятие по душе. В Центре обучается около 1700 человек, реализуются 36 дополнительных образовательных программ пяти направленностей: художественно-эстетической, естественнонаучной, эколого-биологической, научно-технической и социально-педагогической.

       В нашем центре организация воспитательного и учебного процессов идет согласно принципов реализации основных потребностей детей: познавательных, творческих, социокультурных, что позволяет наиболее полно реализовать основную педагогическую цель – развитие личности ребенка.

13     1 сентября 2006 года на базе МОУ СОШ №12 был создан филиал Муниципального учреждения дополнительного образования детей центра дополнительного образования для детей «Эрудит».

 Являясь сегодня многопрофильным центром дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДОД «Эрудит» предоставляет детям и молодежи образовательные услуги на бюджетной и платной основе в различных образовательных областях, обеспечивает разнообразные виды деятельности обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

       Педагогами Центра апробируются и внедряются современные педагогические технологии и методики:

— проектные технологии, которые предполагают возможность организации поисково-исследовательской деятельности учащихся, что позволяет развивать умения и навыки исследовательской работы в разных областях науки, умения определять цели, находить пути решения той или иной проблемы, работать в команде;

— применение игровых технологий используется нашими педагогами в объединениях все направленностей;

— применение элементов эвристического обучения позволяет осуществлять принципы продуктивного обучения, что способствует развитию творческо-продуктивного потенциала ребенка как в объединениях научных направленностей, так и в объединениях    художественно-эстетической направленности;

— технология потока сознания позволяет задействовать в процессе обучения не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка, что приводит к качественному изменению отношения к процессу познания: знание формируется как составляющая опыта самого ребенка, а педагога делает партнером по научному познанию;

— применение в обучении информационных технологий, в том числе гипертекстовых, позволяет использовать автоматические обучающие системы; самостоятельную работу по составлению опорных конспектов, синквейнов, задач и т.п., осуществлять поиск информации учащимся по той или иной проблеме.

       Мы считаем, что непременным условием эффективности работы с детьми в дополнительном образовании является освоение педагогом дополнительного образования педагогики сотрудничества. Это одна из сложных проблем современного образования, так как требует от педагога не только применения адекватных педагогических технологий, смены модели педагогической деятельности, но по сути – смены менталитета, изменения психолого-педагогического тезауруса, переосмысливания своего педагогического опыта через рефлексию.

        Сегодня учебно-воспитательный процесс в МАОУ ДОД ЦДОД «Эрудит» реализуется на основе дополнительных образовательных программ и педагогических проектов, в том числе инновационных, с внедрением современных педагогических технологий, что обеспечивает его вхождение в режим развития и переход к гуманистическому типу модели образования. Такая организация образовательного процесса – это требование времени, так  как прежде всего дополнительное образование детей должно способствовать успешной социализации ребенка.

           За 40 лет своего существования наше учреждение дополнительного образования – муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Эрудит» муниципального образования город-курорт Геленджик  прошло путь от небольшой Станции юннатов, где в 1972 году было около 100 обучающихся и 6 сотрудников, до многопрофильного центра дополнительного образования детей, которое насчитывает в 2013 году 1764 воспитанника и 42 педагога. 10 педагогов имеют звание «Почетный работник общего образования РФ»; три – награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ; один педагог является заслуженным учителем Кубани; 11 педагогов – обладатели грантов администрации МО город-курорт Геленджик за эффективную работу с одаренными детьми. Коллектив МАОУ ДОД ЦДОД «Эрудит» в 2012 г. занесен на Аллею трудовой славы города-курорта Геленджик.

      40-летний путь нашего детского центра отмечен многими переменами и реорганизациями учреждения, которые характеризуют этапы развития дополнительного образования детей не только в Геленджике, но и в стране в целом. Все эти годы наше учреждение вырабатывает свой путь развития, исходя из изменяющегося социального заказа семьи (детей и их родителей) и социума (микросоциума, города, региона), государства.

       В структуру учреждения вводились все новые объединения детей, шло расширение направлений образовательного пространства учреждения в соответствии с целевыми индивидуальными установками учащихся: многие из которых сегодня стремятся не просто заполнить досуг, а ориентируются на возможность заняться научным или художественным творчеством, получить информацию о той или иной профессии.

        Это позволило стать нашему центру многопрофильным учреждением дополнительного образования детей и  системно развивать образовательную деятельность по различным областям науки и искусства.

        Одним из приоритетов деятельности МЦ «Эрудит» является работа с интеллектуально одаренными детьми в рамках инновационного педагогического проекта «Малая академии наук «Эрудит» (МАНЭ), находящегося сейчас на этапе освоения и распространения опыта. В 2004 году на базе МЦ «Эрудит» образовано Городское научное общество учащихся, которое включало МАНЭ и 4 ШНОУ, в 2013 г. в него входит уже 10 Школьных НОУ.

16 15

        Проводится распространение опыта: ежегодно издается городской сборник ГНОУ, публикация проекта МАНЭ в научно-методическом журнале центра «Педагогический поиск»(Москва), организация консультаций по  научно-исследовательской работе школьников для учителей; организация ежегодной городской НПК школьников.

        Системная организация с одаренными детьми позволяет успешно решать задачи по выявлению одаренных детей,  организации психолого-педагогической и социальной поддержки одаренных детей, переводить скрытую одаренность в актуальную. Ребенок получает возможность пробовать, учиться на собственных ошибках, выбирать вид деятельности, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, моделировать собственный стиль жизни, развивать свой творческий и интеллектуальный потенциал, максимально реализовать себя.

       Эффективность работы МАНЭ иллюстрируют следующие данные. За 2006-2008 годы количество победителей и призеров интеллектуальных мероприятий  суммарно: краевого уровня  — 56 чел., всероссийского – 33 чел.; за 2010-2012 годы: краевого уровня – 67 чел., всероссийского —  60 чел. и международного – 9 воспитанников МАНЭ. За успехи  в интеллектуальных соревнованиях всероссийского и международного уровня воспитанники МАНЭ с 2077 по 2012 годы имеют 18 грантов администрации МО города-курорта Геленджик;  4 премии администрации Краснодарского края; 3 воспитанника являются лауреатами премии по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

       С 2007 г. согласно приказу департамента образования и науки Краснодарского края МЦ «Эрудит является Зональным центром Малой академии наук учащихся Кубани.

      МЦ  «Эрудит» является координатором экологического образования и воспитания общеобразовательных  школ МО города-курорта Геленджик. Постоянную большую помощь Центр оказывает школам по организации массовых экологических мероприятий, городских смотров-конкурсов: «На лучшую постановку экологического образования и воспитания; «На лучший пришкольный учебно-опытный участок»; «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам края»; конкурса «Дети и молодежь Кубани против наркотиков». В дни каникул для школьников города и района педагоги Центра проводят разнообразные экскурсии, встречи с учеными, экологические игры. Ежегодно в природоохранных мероприятиях, организуемых педагогами Центра, принимают участие около 600-700 школьников. На базе нашего центра с 2009 г. функционирует Геленджикское региональное отделение Общероссийского общественного детского экологического движения «Зеленая планета». Ежегодно десятки школьников города и воспитанников МЦ «Эрудит» принимают участие в  рамках всероссийского форума «Зеленая планета» в экологических конкурсах: «Природа – бесценный дар, один на всех» – конкурс исследовательских и проектных работ по экологии; «Жизнь леса и судьбы людей» — литературный конкурс; «Зеленая планета глазами детей» —  конкурс рисунков; «Эко-объектив» — конкурс фоторепортажей экологической тематики; «Современные технологии на службе природы» — конкурс сайтов и  web-страниц в Интернете по природоохранной тематике; «Природа, культура, экология» — конкурс фольклорных и театральных коллективов. Организация этих конкурсов позволяет привлечь внимание к экологическим проблемам детей с разными интересами и способностями.

17

       С 2004 г. в МЦ «Эрудит» стали успешно развиваться новые для нашего учреждения  объединения, работающие по дополнительным образовательным программам художественно-эстетической направленности. Особенно востребованы учебные  объединения хореографического, музыкального  и изобразительного искусства. Приказом УО № 403/1 от 31.08.2006 г. в коллектив МЦ «Эрудит» влились объединения отделения школы искусств, которые функционируют на базе МАОУ СОШ № 12 в с.Дивноморское. Сейчас численный состав этого подразделения — около 600 обучающихся студий и секций художественно-эстетической направленности, там трудятся 17 педагогов ДО.

18 21 20 19

     Всего в центре реализуется 23 ДОП художественно-эстетической направленности. За эффективную работу по художественному воспитанию детей, высокий художественный уровень и исполнительское мастерство воспитанников 3 коллектива центра получили в 2011 году согласно приказу Министерства образования и науки РФ звание «Образцовый детский коллектив» — это танцевальная студия «Улей». Ансамбль народной песни «Горница, вокально-эстрадная студия «До-ми-Ника»; детскому хореографическому ансамблю «Забавы» приказом департамента культуры Краснодарского края присвоено звание «Образцовый художественный коллектив»; танц-студия улей имеет также звание «Лучший танцевальный коллектив танцевальной организации Краснодарского края за 2011-2012 год».

      Высокий уровень педагогического мастерства педагогов объединений художественно-эстетической направленности демонстрируют достижения их воспитанников; только за 2010-2012 годы, участвуя в конкурсных мероприятиях  краевого уровня победителями, лауреатами и призерами стали 75 воспитанников; всероссийского уровня – 71 чел.; международного уровня – 177 чел. 9 воспитанников удостоены грантов администрации МО город-курорт Геленджик, один выпускник (Стрелков А.) стал лауреатом премии администрации Краснодарского края.

22

     Организация  массовых мероприятий и смысловой досуговой деятельности — неотъемлемый компонент воспитательной программы центра  «Я – человек!».

Участие детей в этих мероприятиях способствует формированию социально необходимых навыков и умений, воспитании активной гражданской позиции, духовных качеств и ценностей, выявлению склонностей и интересов ребенка.        Традиционными в нашем центре стали разнообразные массовые и досуговые мероприятия, которые организуются либо в отдельных объединениях, либо к участию в них привлекаются воспитанники разных объединений.

       В природоохранных акциях в рамках экологического проекта «Спаси и сохрани» массово участвуют воспитанники объединений разных направленностей, что способствует развитию у них социальной активности и экологической ответственности.

23

      Выставки творческих работ устраиваются силами таких секций, как «Природа и фантазия», «Природный дизайн», секции изобразительного искусства «Разноцветный мир».

      Наиболее популярные досуговые мероприятия – это праздники «Рождественские встречи», «День Святого Валентина», «В дорогу за сказкой», «Посвящение в танцоры», «Музыкальные вечера»; тематические дискотеки; музыкальные лекции-концерты; игровые программные мероприятия.

24 25

     Результатами методической работы коллектива является создание и постоянное совершенствование пакета программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса: дополнительные образовательные программы учебных объединений; методические разработки занятий; сценарии массовых и досуговых мероприятий; положения конкурсных мероприятий и другая методическая продукция. Ежегодно проводятся обучающие семинары и тренинги, налажена консультационная работа, в том числе для сотрудников ОУ города по организации экологической работы, работы с одаренными детьми.

27 26

       Показателем уровня организации методической работы является  успешное участие   педагогических работников Центра в различных научно-педагогических конкурсах, наличие публикаций методической продукции, что отражено в разделе «Репортаж о профессионалах педагогического труда МАОУ ДОД ЦДОД «Эрудит».

       Деятельность МАОУ ДОД ЦДОД «Эрудит» является одним из компонентов единого образовательного пространства МО Город-курорт Геленджик. Роль  МЦ «Эрудит как учреждения дополнительного образования детей определяется образовательной деятельностью – обучение в объединениях центра 1764 детей дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также работой Городского НОУ, организацией экологической деятельности учащихся общеобразовательных школ и участием воспитанников и педагогического коллектива центра в различных социально значимых городских мероприятиях.

         Ежегодно МЦ «Эрудит» в рамках работы ГНОУ организует установочную сессию ГНОУ, научно-практическую конференцию участников ГНОУ; проводит муниципальные этапы краевых и всероссийских конкурсов «Моя малая родина», «Семейные экологические проекты», юниорского лесного конкурса «Подрост», «Охрана и восстановление водных ресурсов», «Эврика» МАН учащихся Кубани,  Всероссийской олимпиады «Созвездие», ; зональные этапы Российского соревнования молодых исследователей «Шаг в будущее» и «Шаг в будущее, ЮНИОР»,  НПК «Эврика» и «Эврика, ЮНИОР» МАН учащихся Кубани.

         Центр организует проведение муниципального этапа  всероссийской и региональной олимпиад школьников. В 2011-2012 году проведены олимпиады по 24 дисциплинам, всего в муниципальном этапе олимпиад участвовало 5475 школьников 6-11 классов общеобразовательных школ МО город-курорт Геленджик. Одним из социально значимых мероприятий, организуемых Центром уже четвертый год, является городская  торжественная церемония «Одаренные дети – будущее России», где происходит чествование школьников, достигших успехов, участвуя в олимпиадах, художественных конкурсах и фестивалях, конкурсах научно-исследовательских работ и технического творчества, спортивных соревнованиях.

         Воспитанники объединений художественно-эстетической направленности активно участвуют в городских праздниках и мероприятиях, посвященным памятным датам: выступают  на площадках города с концертами, организуют выставки своих работ, проводят развлекательные мероприятия, игры на площадках города.

         Успехи наших воспитанников — это успехи всего педагогического коллектива Центра. Наши педагоги  — люди творческие, увлеченные. Они во главе с директором стремятся к тому, чтобы «Эрудит» был не просто образовательным учреждением, а теплым и уютным домом для всех его воспитанников. Они уверены, что отдавая детям свои знания, душу и сердце, получают взамен истинную радость бытия.