47097474-solnino

Животные и музыка

Музыкальны животные или нет? Этот вопрос давно волнует учёных исследователей. Надо сказать, что приятное мелодичное стрекотание умеют издавать даже самцы цикад. У сверчков существуют « серенады» и брачные песни. В природе есть такие мухи, которые для своей защиты имитируют жужжание осы, чем вводят в заблуждение своих  врагов. Пение плодовой мушки напоминает стрекотание сверчка. Это тоже звукоподражание. Естественно никому и в голову не придёт назвать этих насекомых музыкально одарёнными! И что вообще подразумевается под понятием «музыкальный»? Ведь даже в отношении человека это – трудноопределяемое понятие. Для этого необходимо иметь музыкальную память, т.е. уметь запоминать определённые музыкальные звуки, темп, ритм, тембр, отдельные мелодии и иметь представление о красоте звучания. Находим ли мы нечто подобное у животных? Конечно, нет. Ясно одно: к музыке они далеко не безразличны.

Это ещё исстари утверждалось. Орфей так чудесно играл на лире, что усмирял этим диких зверей, и даже львы ложились смиренно возле его ног, роняя слезу умиления.

А сказочному Крысолову удалось заманить длиннохвостую армаду своей игрой на флейте прямо в реку и утопить.

И Храбрый портной, попав в клетку к ворчливому медведю, так увлёк его игрой на скрипке, что тот сам захотел научиться на ней играть и добровольно согласился засунуть лапу в тиски, чтобы ему укоротили когти.

Да мы и сегодня верим в то. Что индийские факиры «усмиряют» и «завораживают» кобр своей игрой на флейте, и те, сделав стойку и распустив капюшон, только покачиваются из стороны в сторону, хотя в действительности змеи глухи и никакой музыки не слышат.

пингвин

Пингвины.

Один исследователь, посетивший пингвиний остров в Южной Атлантике, выяснил с помощью граммофона, что «настоящая» музыка  вызвала у пингвинов нечто значительно более, чем просто любопытство.

 

Медведи.

Бывалый охотник рассказывал, как он однажды, будучи в лесу на охоте ранним утром, услышал какие-то странные звуки.

медведьОпределив источник звучания, он пошёл на него и вскоре увидел такую картину. На лесной поляне возле высокого пня от разбитого молнией дерева сидел медведь и, зацепив когтями торчащую выше пня большую щепку, оттягивал её, а затем отпускал. Щепка, как пружина, с характерным дребезгом и треском возвращалась в исходное положение. Медведю нравилось это звучание, и он увлечённо «играл», не замечая ничего вокруг себя.

 

Собаки.

Известно, что собаки Моцарта и Вагнера были отнюдь не безразличны к музыкальному творчеству своих хозяев. Правда. Моцартовского кота лупили, когда он пытался своим вытьём вмешаться в создание очередного музыкального шедевра.

Вагнер же, наоборот, признавал за своей собакой « право» на критику. Н даже иногда смягчал слишком громкие и возбуждённые места в своих произведениях, раздражавшие собаку.

Один музыкант, владелец. Как он пишет беспородной собаки, уверяет, что его собака  по кличке Белка самостоятельно научилась « играть» на пианино и «петь» под собственный аккомпонемент.

Если поверить в это, то произошло всё якобы так.

собакаОднажды совершенно случайно белка, встав на задние лапы перед раскрытой клавиатурой пианино, упёрлась передними в фортепианную клавиатуру. Раздавшееся звучание нескольких звуков привлекло её внимание , видимо, понравилось. «переступив» лапами на другие клавиши и услышав другие звуки, белка удивилась , озадаченная, отошла от пианино.

Но звучание пианино, вероятно ,не выходило из её головы несколько дней. Не вытерпев дальнейших мук, собака снова подошла к инструменту, встала на задние лапы, наступив на клавиатуру передними, и, услышав звучание, не утерпела и стала подвывать – «подпевать».

 

Коты.

В семье пианиста жил породистый кот по имени Полонез. Он, по словам хозяина, очень любил музыку и, запрыгнув на звучащий рояль и развалившись на его гладкой блестящей крышке. Млел от прекрасных звуков, переворачивался с одного бока на другой, потягиаплся и тихонечко мурлыкал.

Но так бывало не всегда.  Любил он музыку П.И.Чайковского, особенно «Времена года», любил музыку Шопена – вальсы и «Ноктюрн» — и других композиторов.

Но стоило зазвучать какому-нибудь бессмысленному набору звуков, Полонез тут же вскакивал, спрыгивал на пол, опрометью мчался к дверям и царапал их когтями, требуя выпустить его из комнаты, чтобы не слышать такую какофонию. При этом у него было дикое выражение, шерсть становилась дыбом, глаза зло горели…

Вдали от такого звучания он успокаивался и приходил в себя.

 

Дельфины.

Много лет тому назад (да и сейчас) газеты и журналы печатали материал о том, что дельфины очень часто появлялись около кораблей, на палубе которых играла музыка. Дельфины неотступно плыли за кораблём, стараясь побольше высунуться из воды и как-бы получше расслышать музыку.

Очевидцы рассказывают, что они по- разному на различные музыкальные ритмы.

Один большой и дрессировщик дельфинов решил проверить эти предположения в дельфинарии. И вот что он пишет.

Было время отдыха после вечернего кормления, и тять дельфинов зависли в воде в центре бассейна, спокойно отдыхая.

Осторожно, не показываясь им на глаза, он включил принесённый транзисторный приёмник и поймал первую попавшуюся музыку. Это была какая-то оперная музыка: женский голос пел на итальянском языке. Звуки лились плавно и спокойно.

дельфинС первых же тактов звучания дельфины зашевелились и, поднимаясь над водой, начали искать источник звучания. Они приблизились к месту, где стоял приёмник, хотя не видели его, т.к. он был скрыт бортом. Но место определили.

Затем они снова замерли в неподвижных  позах, и пока звучала музыка, животных не шелохнулись. Когда приёмник был переключён совершенно случайно на джаз, с первых же аккордов зашевелились, затем стали нырять и возбуждённо метаться по всему бассейну. Когда музыку выключили, дельфины успокоились не сразу: ещё некоторое время они не могли угомониться.

Таким образом стало ясно, что дельфины очень чутко реагируют на различные музыкальные ритмы. В дальнейшем было определено ,что дельфинам больше всего нравилось (если судить по тому, как они слушали, буквально замерев)медленная плавная музыка в среднем регистре звучания. Как только начинали звучать высокие звуки или частые удары барабанов, дельфины сразу же начинали волноваться. Хорошо воспринимали дельфины пение (и мужские, и женские голоса). Понравились им и звуки органа.

Всё резкое, высоко звучащее, джаз и вообще любая ритмичная музыка, возбуждало их. Уверять, что такая музыка им не нравилась, нельзя.

Вполне возможно, наоборот, такая музыка настолько нравилась дельфинам, что они не могли оставаться на месте, бурно реагируя на ритм и быстрый темп.

Дельфины никак не выражали свою антипатию к музыке, не делали никаких попыток отдалиться от источника.

Материал подготовил: педагог дополнительного образования, Птицына Ирина Анатольевна.