В конце семнадцатого столетия, в 1690 году Кристоф Деннер, из Нюрнберга, изобрёл новый музыкальный инструмент, видоизменённое шалюмо, которое явилось прообразом современного кларнета. Инструментальные мастера усовершенствовали конструкцию кларнета. Современный кларнет ( системы Бема) вполне совершенный инструмент , обладающий хорошими тембровыми качествами во всех регистрах. Для начинающего обучение игре на кларнете не следует использовать инструмент, обладающий какими – либо существенными недостатками, так — как в стремлении преодолеть их учащийся может приобрести некоторые неправильные навыки ,которые будут мешать его нормальному развитию. С большим вниманием следует отнестись к отбору учащихся .Не будучи ни в коей степени вредной профессией, исполнительство на кларнете должно противопоказано лицам, страдающим какими-то ни было формами заболеваний лёгких и сердца. Решающим критерием при определении пригодности поступающего обучаться на кларнете должна быть музыкальность: хороший музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. Наиболее благоприятный возраст, в котором следует начинать учится игре на кларнете- это девять ,десять лет. Обязательным условием нормального развития кларнетиста является постановка, отвечающая следующим требованиям : стоять надо прямо, ноги могут быть немного расставлены. Руки не должны быть напряжены и прижаты к туловищу. Пальцы слегка согнутые лежат свободно на клапанах. Инструмент поддерживается на подставке большим пальцем правой руки. Трость с мундштуком должна лежать на середине нижней губы, углы рта плотно сомкнуты, верхние зубы касаются мундштука примерно на расстоянии двух третей от среза. Первый этап обучения начинающего требует от педагога большого внимания. Необходимо следить и за правильностью положения инструмента, и за дыханием, и за точностью интонации и за всеми исполнительскими движениями. Малейший недосмотр педагога может привести к усвоению учащимся неправильных навыков , исправление которых всегда представляет значительные трудности. Следует отметить наиболее распространённые недостатки , встречающие у начинающих кларнетистов ,проходивших первоночальное обучение у плохих или малоопытных педагогов: 1. Не правильное положение кистей рук,- они неестественно выгнуты внутрь , тем самым, снижая подвижность пальцев.
2. Надуваются щёки и губы при игре, нарушая при этом постановку губного аппарата, что влечёт за собой искажение звука его интанационную неустойчивость.
3. Высоко поднятые во время игры и оттопыренные пальцы также следует считать существенным недостатком ограничивающим технику и портяим внешний вид играющего.
4. Неправильный набор дыхания « в грудь» не позволяет произвести полный набор воздуха, ограничивая исполнительские задачи.
Для устранения и предупреждения появления указанных недостатков педагогу требуется не только большое внимание , но также настойчивость и упорство в борьбе за качество постановки. Начинающему обучаться игре на кларнете, необходимо заниматься не менее двух- трёх раз в день , так как продолжительность каждого занятия не должна превышать двадцать минут. Искусство игры на кларнете , безусловно ,может быть отнесено к одному из наиболее сложных видов трудовой деятельности человека. Специфика музыкального исполнительского процесса требует активного взаимодействия мышления, музыкального слуха, губ, дыхательного аппарата, языка и пальцев играющего. Это и есть исполнительский аппарат , с помощью которого музыкант , играющий на духовом инструменте. Решает задачи практического звукоизвлечения . Самая блестящая техника, самое высокое качество звука утрачивает своё значение, если исполнитель играет фальшиво. Точного интонирования педагог должен требовать от ученика буквально с первых уроков и по мере развития учащегося, повышать эти требования, добиваясь от молодого исполнителя непримиримого отношения к малейшей интонационной неточности. Первым условием точного интонирования является хороший слух и правильная постановка губ на инструменте. Но есть особенности конструктивного характера. Несколько ниже нормы звучат: Ми малой октавы , До-диез , Ре, Ре-диез , Ми третей октавы. Несколько выше звучат: Си- бемоль малой октавы, Фа, Си, Си- бемоль второй октавы. В достижении точного интонирования преподаватель должен подсказать ряд мер:
1. Настроить общий строй инструмента с помощью меньшего или большего бочонка , а в случае если их нет, раздвигая бочонок и верхнее колено.
2. Заменить трость. Так как тяжёлая трость обеспечивает некоторое понижение интонации, а лёгкая – её повышение.
3. Изменить напряжение губ и дыхания с целью последующего изменения режима колебания трости, что влияет на частичное повышение или понижение звука.
4. Применение различных аппликатурных комбинаций, основанных на закрывании или открывании звуковых отверстий и клапанов, что тоже содействует повышению или понижению звука. Для развития техники пальцев кларнетисту необходимо освоить аппликатурную точность опускания и поднимания пальцев.
1. Временная точность – это способность пальцев обеспечивать нужные игровые движения в нужное время. 2. Пространственная точность – это ощущение пространства или расстояний, оно необходимо при движении всех девяти пальцев участвующих в аппликатурных комбинациях.
Важнейшими качественными показателями и условиями развития техники кларнетиста и его сознательность и управляемость. Первая задача педагога – наиболее рационально приспособить пальцы ученика к игре на кларнете. Чтобы избежать лишнего напряжения большого пальца правой руки , каждому кларнетисту персонально надо приспособить подставку, а не довольствоваться тем , как она сделана на фабрике. Лучшим положением пальцев на кларнете общепризнанно являются полусогнутые, относительно свободные пальцы обеих рук. Работа пальцев должна быть естественной и свободной. Педагогу необходимо постоянно держать в поле зрения и постоянно корректировать постановку пальцев у ученика, ибо отклонения от нормы очень часты. В российском кларнетовом исполнительстве наряду с несомненными успехами есть и нерешённые проблемы:
1. Плохое качество отечественного инструментария.
2. Низкий уровень организации начального обучения ( преподавание не специалистами, нехватка инструментов. )
Каждая из этих проблем имеет свои особенности связанные либо с материально- технической базой, либо, с методикой преподавания.
Материал подготовил: педагог дополнительного образования, Кошевец Валентин Владимирович.